Комитет государственного имущества Гомельского областного исполнительного комитета
Контрольная деятельность

Контрольная деятельность

Критерии оценки степени риска

Типичные нарушения, выявленные в ходе проверок

Общие сведения о контрольной (надзорной) деятельности

Единый порядок организации и проведения проверок, права и обязанности участников контрольной (надзорной) деятельности установлены Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Сферой контрольной деятельности комитета государственного имущества Гомельского областного исполнительного комитета является контроль за соблюдением законодательства по вопросам использования и распоряжения государственным имуществом.

Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» изменен подход к планированию проверок.

Так, отбор субъектов для включения в планы выборочных проверок будет осуществляться на основании критериев оценки степени риска. Такие критерии определяются контролирующими (надзорными) органами по согласованию с Межведомственным советом по контрольной (надзорной) деятельности, созданном при Комитете государственного контроля Республики Беларусь, на основании методики формирования системы оценки степени риска, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 января 2018 г. № 43.

Приказом Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 15 февраля 2018 г. № 27 для отбора проверяемых субъектов, при проведении выборочной проверки в сфере контроля (надзора) за соблюдением законодательства по вопросам использования и распоряжения государственным имуществом, утверждены критерии оценки степени риска.

Типичные нарушения, выявленные в ходе проверок

Сферой контрольной деятельности комитета государственного имущества Гомельского областного исполнительного комитета является контроль за соблюдением законодательства по вопросам использования и распоряжения государственным имуществом.

Перечень подлежащих проверке вопросов включает вопросы государственной регистрации недвижимого государственного имущества, ведения Единого реестра государственного имущества и поддержания его в актуальном состоянии, выявления неучтенных, неиспользуемых и неэффективно используемых объектов в целях вовлечения их в хозяйственный оборот, законности совершения сделок с государственным имуществом, соблюдения законодательства в области арендных отношений, правильности заполнения формы ведомственной отчетности «Отчет об использовании зданий, сооружений, изолированных помещений, находящихся в государственной собственности».

При осуществлении контроля за соблюдением законодательства по вопросам использования и распоряжения государственным имуществом наиболее распространенными являются следующие нарушения:

• В документированной информации, предоставляемой субъектами хозяйствования для включения в Единый реестр государственного имущества и поддержания его в актуальном состоянии, указанные в форме «Сведения о недвижимом имуществе, закрепленном за субъектом Единого реестра государственного имущества на праве оперативного управления, хозяйственного ведения» наименования объектов и их инвентарные номера не соответствуют данным Единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. В форме «Сведения о земельных участках, предоставленных субъекту Единого реестра государственного имущества на праве постоянного пользования» указываются земельные участки, предоставленные во временное пользование или аренду. В связи с чем не выполняются требования подпунктов 4.6 и 4.7 пункта 4 Инструкции о порядке включения (исключения) сведений в Единый реестр государственного имущества и поддержания его в актуальном состоянии, утвержденной постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 15 апреля 2013 г. № 16.

• Многими субъектами хозяйствования не обеспечена регистрация инженерных сетей, которые являются объектами недвижимого имущества, и в соответствии со статьей 7 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2002 года «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» подлежат государственной регистрации.

В технические паспорта на здания и в соответствующие строки регистрационной книги не внесены в установленном порядке сведения о числящихся на балансе объектах благоустройства (площадках, тротуарах, ограждениях, воротах и т.п.), которые рекомендуется рассматривать как принадлежности главных вещей этих зданий.

• Отдельные организации формально подходят к вопросам инвентаризации основных средств, которые проводятся без сопоставления фактического наличия объектов с данными бухгалтерского учета и выявления неиспользуемых объектов с целью их учета и последующего вовлечения в хозяйственный оборот, что влечет нарушение единого порядка проведения инвентаризации, установленного Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 180, и выявления у субъектов неучтенных, неиспользуемых и незарегистрированных объектов.

• При совершении сделок с государственным имуществом типичным нарушением является отчуждение имущества без решения органа управления и без оформления такого решения в форме приказа, что является нарушением подпункта 3.1 пункта 3 Указа Президента Республики Беларусь от 4 июля 2012 г. № 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом» и подпункта 6.2 пункта 6 порядка подготовки проектов решений о распоряжении имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь, установленного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 октября 2012 г. № 905.

Наиболее распространенными в сфере арендных отношений являются следующие нарушения:

• Сторонними лицами без заключения договоров аренды либо безвозмездного пользования используются помещения (их части), внешние стены зданий, покрытия площадок. Тем самым нарушаются требования пункта 1 статьи 162 Гражданского кодекса Республики Беларусь, подпункта 2.1 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 4 января 1996 г. № 9 «Об упорядочении использования зданий, сооружений и иных помещений, находящихся в государственной собственности», пункта 7 Положения о порядке сдачи в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, находящихся в республиканской собственности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29 марта 2012 г. № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом» (далее – Положение), и аналогичные требования в отношении коммунального имущества, принятые решениями местных Советов депутатов.

• Нередки случаи, когда арендодатели не представляют в облисполком информацию об объектах недвижимого имущества, предлагаемых к сдаче в аренду, для включения в Единую информационную базу данных неиспользуемого имущества, предназначенного для продажи и сдачи в аренду, размещенную в сети Интернет на официальном сайте Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь. Тем самым нарушают часть вторую пункта 3 Положения, и аналогичные требования в отношении коммунального имущества, принятые решениями местных Советов депутатов.

• Не обеспечивается полная и своевременная уплата в бюджет средств, полученных от сдачи в аренду недвижимого имущества, чем нарушаются подпункты 2.3, 2.9 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 29 марта 2012 г. № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом» (далее – Указ № 150) и решения местных Советов депутатов.

• Необоснованно применяются при расчете ставки арендной платы понижающие коэффициенты, установленные для отдельных видов деятельности, осуществляемой на арендуемых площадях, в отношении некоторых категорий арендаторов и недвижимого имущества, согласно приложению 2 к Положению.

• Допускается занижение размера арендной платы вследствие непринятия во внимание нового технического паспорта на капитальное строение, при получении которого необходимо корректировать сдаваемые в аренду площади. Тем самым нарушается пункт 8 Положения и аналогичные требования в отношении коммунального имущества, принятые решениями местных Советов депутатов.

• Арендная плата устанавливается в размере, который не возмещает начисленную амортизацию, налоги и платежи в бюджет, уплачиваемые арендодателем согласно законодательству. Тем самым нарушаются пункты 4 и 11 Положения о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, утвержденного Указом № 150.

Нарушение законодательства при распоряжении государственным имуществом влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 23.27 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.