Комитет государственного имущества Гомельского областного исполнительного комитета
ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (от 20.09.2019 № 2-2-12/05286)

ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (от 20.09.2019 № 2-2-12/05286)

ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (от 20.09.2019 № 2-2-12/05286)

Об обращении

Министерство по налогам и сборам рассмотрело в пределах компетенции обращение комитета государственного имущества Брестского областного исполнительного комитета от 30.08.2019 № 12-01/11163, поступившее из Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь письмом от 05.09.2019 № 14-2-12/5797/вн, и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 225 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) плательщиками налога на недвижимость признаются организации с учетом особенностей, установленных статьей 226 НК. По общему правилу, установленному частью первой пункта 5 статьи 226 НК, бюджетные организации плательщиками налога на недвижимость не являются, если иное не установлено частью второй пункта 5 статьи 226 НК.

На основании части второй пункта 5 статьи 226 НК при сдаче бюджетными организациями в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), их частей такие капитальные строения (здания, сооружения), их части подлежат налогообложению налогом на недвижимость в порядке, установленном главой 19 «Налог на недвижимость» НК.

Из положений пункта 4 статьи 232 НК следует, что при признании плательщиками налога на недвижимость отдельных организаций, в том числе бюджетных, на основаниях, указанных в статье 226 НК, годовая сумма налога на недвижимость увеличивается на суммы налога на недвижимость, исчисленные исходя из остаточной стоимости капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, в отношении которых отдельные организации признаны плательщиками, на 1-е число первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имело место признание отдельных организаций плательщиками налога на недвижимость, и ставки налога на недвижимость, рассчитываемой на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года.

Исчисление и уплата налога на недвижимость по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям в связи с утратой бюджетными организациями в течение года статуса плательщика налога на недвижимость, приобретенного на основаниях, указанных в статье 226 НК, прекращаются с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имели место утрата организациями статуса плательщика налога на недвижимость.

В соответствии со статьей 236 НК плательщиками земельного налога признаются организации с учетом особенностей, установленных статьей 237 НК.

Частью четвертой пункта 1 статьи 237 НК установлено, что бюджетные организации не признаются плательщиками земельного налога в отношении земельных участков (частей земельных участков), на которых расположены капитальные строения (здания, сооружения), их части, переданные указанными бюджетными организациями в аренду, в случае, когда дата передачи в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), их частей и дата их возврата бюджетной организации (арендодателю, ссудодателю) приходятся на один и тот же календарный месяц.

Из положений пункта 8 статьи 243 НК следует, что при признании бюджетных организаций плательщиками земельного налога на основаниях, указанных в статье 237 НК, земельный налог такими бюджетными организациями исчисляется в отношении земельных участков (частей земельных участков), на которых расположены капитальные строения (здания, сооружения), их части, переданные в аренду с 1-го числа месяца, следующего за месяцем передачи в аренду таких капитальных строений (зданий, сооружений) их частей. Исчисление земельного налога по таким земельным участкам производится бюджетными организациями пропорционально площадям капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, переданных в аренду.

Земельный налог бюджетными организациями прекращает исчисляться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором капитальные строения (здания, сооружения), их части, переданные в аренду, возвращены арендатором (ссудополучателем) бюджетной организации.

Учитывая изложенное, НК как возникновение обязательства по уплате налога на недвижимость и земельного налога, так и прекращение этого обязательства в связи с признанием за бюджетными организациями статуса плательщика налога на недвижимость и земельного налога при предоставлении капитальных строений (зданий, сооружений) либо их частей в аренду предусмотрено: по налогу на недвижимость, начиная с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имело место начало аренды капитальных строений (зданий, сооружений) или окончание аренды; по земельному налогу, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имело место начало аренды капитальных строений (зданий, сооружений) или окончание аренды.

Для начала исчисления как налога на недвижимость, так и земельного налога имеет значение документальное подтверждение даты передачи объектов в аренду, а для окончания – даты возврата объекта аренды арендодателю, которым может быть передаточный акт или иной документ, подтверждающий приемку-передачу объекта аренды, подписанный сторонами.

Таким образом, бюджетная организация, предоставив недвижимое имущество в аренду, приобретает статус плательщика налога на недвижимость и земельного налога на период аренды. Однако условия почасовой (дневной) аренды предполагают, что фактически недвижимое имущество находится в аренде (сдается в аренду) только то количество часов (дней), которое указано в договоре, и, соответственно, исключительно в этот период бюджетная организация приобретает статус плательщика налога на недвижимость. Остальное время в рамках квартала (месяца) недвижимое имущество в аренде не находится и, соответственно, бюджетные организации в период, выходящий за рамки фактического использования такого недвижимого имущества в соответствии с договором почасовой (дневной) аренды, утрачивают статус плательщика.

На основании изложенного, по уплате налога на недвижимость при почасовой (дневной) аренде возникновение обязательства и прекращение этого обязательства может происходить в пределах одного квартала многократно. Если в квартале факт утраты статуса плательщика налога на недвижимость зафиксирован последним, то при наличии соответствующей документально оформленной приемки-передачи объектов аренды бюджетная организация по предоставленному в почасовую (дневную) аренду недвижимому имуществу налог на недвижимость уплачивать не должна.

При почасовой (дневной) аренде возникновение обязательства по уплате земельного налога и прекращение этого обязательства может происходить в пределах одного месяца также многократно. Если в месяце факт утраты статуса плательщика земельного налога зафиксирован последним, то при наличии соответствующей документально оформленной приемки-передачи объектов аренды бюджетная организация земельный налог уплачивать не должна, поскольку период нахождения данного имущества в аренде начинается и заканчивается в пределах одного календарного месяца.

Заместитель Министра                                                      Э.А.Селицкая